Алексей Сальников (р. 1978) — автор романов «Петровы в гриппе и вокруг него», «Отдел» и «Опосредованно», а также нескольких поэтических сборников. Лауреат премии «Национальный бестселлер», финалист премий «Большая книга» и «НОС».
Новый роман Сальникова «Оккульттрегер» написан в жанре городского фэнтези.
2019 год, маленький уральский город. Оккульттрегеры — особые существа, чья работа — сохранять тепло в остывающих городах и быть связующим звеном между людьми, херувимами и чертями. Главная героиня Прасковья как раз оккульттрегер. Ей две сотни лет, она меняет внешность каждые четыре месяца и дорожит лишь гомункулом — своим спутником и помощником, принявшим вид ребенка. Но вдруг гомункулу начинает угрожать опасность...
«Много различных знаний порой вылетало у Прасковьи из головы, воспоминания исчезали, но она точно знала, что по своей природе ангелы не могут задерживаться на земле очень долго. Витаминов им, что ли, не хватает. Или среда слишком токсичная, бог их знает. День, два — и привет. Впрочем, была пара исключений».
О книге 5 причин прочитать Алексей Сальников — один из главных прозаиков современности. Его роман «Петровы в гриппе и вокруг него» (премия «Национальный бестселлер») неизменно входит в топы главных книг десятилетия. Произведение не только успешно экранизировано Кириллом Серебренниковым, но и легло в основу спектакля в «Гоголь-Центре». В романе «Оккульттрегер», написанном в жанре городского фэнтези, Сальников совершенствует свой писательский стиль, искусно стирая границы между реальностью, фантасмагорией и вымыслом. Писатель выстраивает сложную, но удивительно логичную мифологию повседневности, объясняя людские поступки вмешательством сверхъестественных сил. Это книга о причудливой реальности, которая всегда способна удивить, — и одновременно о нашем быте, который мы привыкли не замечать. Роман динамичен и увлекателен: в нем соединены и детектив, и мелодрама, и триллер — все разворачивается одновременно на фоне уральского городка и магического пространства, в котором сосуществуют ангелы и демоны. Это книга о современности — сложной, пугающей, недоступной пониманию. Раз все так необъяснимо и запутано, почему бы не принять на веру то, что ваш сосед — оккульттрегер, в городе заканчивается тепло, а один из блогеров, на которых вы подписаны, на самом деле милый и заботливый демон?
Цитаты Так странно: ее работа оккульттрегером была связана с риском для жизни, забвением, демонами, ангелами — а если подумать, попадала она, как правило, в ситуации, похожие на опереточные. Что с Марией, что с Галей, что вот с Наташей, женихом Сашей — каждый из этих случаев можно было разложить на комические четверостишия, веселую музыку, яркие костюмы и грим.
Когда херувимы избегали встречи, их трудно было отыскать, они будто проваливались в какую‑то городскую щель, куда Прасковья не имела доступа, кормились, собирая цветмет и бутылки, занимались этим, пока поднятая в городе муть не заслоняла их взор настолько, что невозможно было уже так легко конкурировать с обыкновенными смертными алкоголиками.
Русская реальность так выстроилась сама собой, что можно двигать не только в позитив это все. Можно углубить тоску, отчаяние, и в этих тоске и отчаянии начинает светиться надежда, у нас люди от депрессняка, если его углублять и расширять, начинают получать своеобразное удовольствие. Чем беспросветнее, тем светлее.
Линька Прасковьи была в феврале, Наташина же выпадала на первую половину марта, на шестое число, тоже поближе к празднику. В отличие от Прасковьи, Наташа пыталась собрать своих и отпраздновать появление нового тела и нового гомункула, обычно заказывала столик на восьмое.